Нужны перерви во время запоминания информации?

23.07.12 14:20

Кроме принципов системы запоминания, имеются еще два приема, которые помогут удвоить эффективность запоминания информации. Освоив их, вы удвоите свою способность:
а) запоминать во время заучивания,
б) припоминать после заучивания. 

Запоминание во время заучивания

Вы можете убедиться в существовании ритмов работы памяти, самостоятельно выполнив небольшой эксперимент по запоминанию во время заучивания. Для этого прочитайте один раз приведенный ниже длинный список слов, медленно, не используя никак систем и приемов запоминания и не возвращаясь к уже прочитанным словам. Цель — проверить количество слов, отложившихся у вас в памяти без использования принципов запоминания. Читая список, попытайтесь запомнить как можно больше слов в любом порядке. Начинайте читать слова столбец за столбцом, а затем проверьте себя, записав их где-то у себя на листике бумаги.
был                                     этот                                            ряд
назад                                  он                                               он                                     
левый                                  высоко                                      и
два                                       Леонардо да Винчи               и
его                                        который                                    еще
и                                            этот                                            этот
этот                                       должен                                     прогулка
далекий                               и                                                 комнота
он                                          он                                               палец
и                                             мог                                            маленький
тот                                          этот                                           смена


Тест на запоминание во время заучивания

Теперь, прочитав список, напишите все слова, которые вам удалось запомнить.
Проверьте, как сработала ваша память как правило, лучше запоминается начальная и конечная информация, а также слова, ассоциирующиеся друг с другом и просто чем-либо выделяющиеся.
Запоминание  во время заучиванияСкорее всего, вы запомнили первые три или пять слов, последние два или три, слова "и", "он", "этот" (они несколько раз встречаются в тексте). "Леонардо да Винчи" (из-за своей необычности). Кроме того, у вас могли возникнуть свои собственные ассоциации с какими-то словами, что помогло вам их запомнить.
Слова из середины списка, а также ни с чем не ассоциирующиеся или просто ничем не выделяющиеся, как правило, не запоминаются. Многие вообще не помнят всю середину списка. А теперь подумайте о своих результатах и задайте себе вопрос: если вы уже 40 минут работаете с трудным текстом, работа идет неважно и за последние 10 минут замечаете у себя "просветление мыслей", то вы:
а) прервете работу, решив, что раз у вас всё стало получаться, то пора отдохнуть, или
б) продолжите заниматься, пока понимание не ухудшится, и только тогда отдохнете?
Большинство выбирает второй вариант, полагая, что понимание способствует успешному действию остальных процессов мышления. Но из проведённого эксперимента и из вашего опыта следует, что механизмы понимания и запоминания различны. Они во многом отличаются, и главный фактор, определяющий их различие, — расписание ваших занятий.
Понимание не означает запоминания, и со временем вы всё хуже помните информацию, в которой разобрались. Процесс запоминания в середине занятия ослабляется, и эту проблему надо обязательно решить. Работа ритмов памяти не зависит оттого, что необходимо запомнить и применяются ли системы запоминания. Вам необходимо найти такой вариант, когда память и понимание в максимальной степени гармонируют друг с другом. Это возможно, если распланировать время работы таким образом, чтобы понимание оставалось на высоком уровне, а память не ухудшалась в середине занятия. Для этого достаточно разбить целую длительность необходимого периода времени работы с информацией на удобные отрезки по 10—50 минут. Помните, что:
1. Неизбежное ослабление памяти во время запоминания не будет таким сильным, как при работе без перерыва.
2. Вместо двух пиков запоминания в начале и в конце занятия с текстом у вас их будет несколько.
3. Приступая к следующему отрывку после небольшого перерыва, вы будете чувствовать себя свежим и отдохнувшим. После отдыха запоминание и понимание будут гораздо эффективнее.
4. Делая перерывы, вы даете отдых своей памяти и увеличиваете объем сохранения информации в памяти, которую необходимо запомнить. Вы лучше поймете следующий кусок текста, потому что уже будет создан фундамент, к которому можно привязать новую информацию. Пренебрегая перерывами, вы не только устанете, но и забудете изученное ранее. Со временем вам будет всё труднее увязывать уже полученную информацию с новой, которая покажется чересчур сложной и непонятной.
5. Способность к запоминанию информации не снижается во время небольших перерывов, а только увеличивается. Это объясняется тем, что левому и правому полушариям требуется некоторое время для обработки полученной информации на подсознательном уровне. Вновь занявшись текстом после сделанного перерыва, вы будете обладать более осознанными знаниями. Важно, чтобы вы это знали и ни в коей мере не считали такой отдых во время работы проявлением слабости. Перерывы должны быть не меньше двух и не больше десяти минут. За это время ваш мозг сможет отдохнуть. Прогуляйтесь, выпейте какого-нибудь безалкогольного напитка, сделайте пару упражнений, позанимайтесь самовнушением, медитацией или просто послушайте спокойную музыку.
Чтобы лучше запомнить материал, советуем в начале и в конце каждого отрывка быстро повторить пройденное и попытаться сделать прогноз, о чем будет идти речь дальше. Эти циклы повторения/прогнозирования помогут закрепить усвоенный материал, вселят в вас веру в свои силы, позволят вашему мышлению сконцентрироваться на следующей цели и все время держать в голове некую общую структуру. Использование знаний о временных ритмах памяти, принципах запоминания и творческого воображения позволит вам придумывать связи и ассоциации в ходе всего периода изучения информации, сглаживая ослабление памяти.

 

Популярные материалы

Новые статьи

Что больше всего раздражает мужчин в женщинах?
Каждая женщина мечтает, чтобы ее любили, восхищались ей и, конечно же, прислушивались. Но в настоящее время в
Как красиво оформить интерьер прихожей?
Удачно осуществленный дизайн прихожей – важный этап в оформлении всего жилья. Хотя мы проводим здесь мало
Преимущества индивидуального пошива шубы из меха
Натуральные меха никогда не выходят из моды, даже во времена, когда на мировых подиумах модели блистали в
Как выбрать и купить прихожую?
Прихожая – это лицо вашего дома. Ее первой видят входящие. Прихожая должна быть не только удобной, но и красивой.
Полезный завтрак своими руками
Оказывается, что в бутербродах с маслом и колбасой, что мы едим на завтрак, нет ничего полезного - один

Разное